+7(495)720-05-75
+7(903)235-75-39
zakaz@reyshop.ru
В вашей корзине
0 товаров
на сумму: 0.00 руб.

Собака и ребёнок

Бытуют две диаметрально противоположные точки зрения на возможность содержания

собаки в доме, где есть дети. Одни считают необходимым для правильного развития и

воспитания ребенка завести собаку, другие говорят о совершенной их несовместимости.

Ответ не может быть однозначным.

В пользу собаки в доме, где есть ребенок, говорит многое. Собака вынуждает малыша

считаться с чужими желаниями, к тому же еще столь своеобразно выраженными. Ребенку

приходится усваивать «чужой язык». У ребенка развивается наблюдательность и

эмоциональная чуткость, он учится отвечать за того, кто рядом с ним, обязанности по уходу

за собакой дисциплинируют.

Более того, собака влияет и на социальные отношения детей. До определенного

возраста дети организованы в группы, формирующиеся чисто внешними причинами

(детский сад, двор и т. п.). Связи в таких группах до некоторой степени вынужденные,

поскольку нет общих интересов и целей. Собака вполне может оказаться связующим звеном,

объединить детей, любящих животных. Такие приятельские отношения с возрастом часто

перерастают в настоящую дружбу.

В последние годы для многих семей стал актуальным вопрос приобретения собаки-

телохранителя специально для ребенка. Это действительно во многом решает проблему его

безопасности — собака не позволит незнакомому человеку подойти к ребенку и увести его.

Она в состоянии защитить и малыша и подростка, но самое главное, ребенка подобная

охрана не смущает. Он воспринимает собаку, прежде всего как друга, а вовсе не надзирателя,

что крайне важно для психического комфорта.

Общение с ребенком полезно и для собаки: у нее оказывается партнер для игр, с

которым ей зачастую интереснее, чем с взрослым хозяином. Кстати, по мнениюкрупнейшего

физиолога высшей нервной деятельности член-корр. АН СССР Л. В.

Крушинского, уровень интеллектуального развития взрослой собаки примерно соответствует

уровню развития 3-5-летнего ребенка. В противоположность часто встречающемуся

утверждению, что собака воспринимает лишь два десятка команд, она способна усвоить

несколько сот значимых для нее слов и понятий, которые часто слышит. А больше всех

разговаривает с собакой и растолковывает ей что-то конечно же ребенок. Кроме того,

ребенок мыслит более конкретно и образно, чем взрослый, потому собака и понимает его

лучше, чем взрослого.

Довольно часто взрослая собака по собственному почину берет на себя роль няньки и

защитника ребенка, что придает ее жизни особый смысл. Казалось бы, общение ребенка и

собаки должно быть безоблачной идиллией, но так получается не всегда. В формировании

взаимоотношений ребенка и собаки, как и в любом сложном процессе, встречаются немалые

трудности.

Различаются контакты ребенок — щенок и ребенок — взрослая собака. Когда в доме,

где уже есть собака, появляется новорождённый, очень многое зависит от того, как это

событие отразится на ее жизни. Если собака правильно воспитана, у нее нормальные

отношения с хозяевами, она доброжелательно реагирует на младенца, видя, насколько он

дорог людям. Но подобное отношение сохраняется только в том случае, если появление

ребенка не приводит к резкому ущемлению сложившихся прав собаки, уменьшению

внимания к ней и вообще к ухудшению ее жизни. Собака способна четко связывать причину

и следствие и не замедлит сделать вывод, что во всех этих неприятностях виноват

новорождённый. Тогда она начинает ревновать к ребенку и в некоторых случаях может

представлять для него опасность.

Находясь в затянувшемся конфликте с хозяевами, неприязнь к ним собака переносит и

на новорождённого. Если собака неправильно воспитана, привыкла быть кумиром семьи и

делать все, что заблагорассудится, то даже самый минимум необходимых запретов,

связанный с появлением ребенка, вызовет у нее негативную реакцию.

Когда ребенок начинает самостоятельно двигаться, он непременно станет приставать к

собаке, досаждать ей и даже причинять боль. Взрослая спокойная собака снисходительно

относится к этим приставаниям, но иногда ребенок переходит определенную грань, и собака

вынуждена защищаться. Она может оттолкнуть ребенка, зарычать на него. Разумный

владелец в такой ситуации не наказывает собаку, а объясняет ребенку, в чем тот был неправ.

Ведь в данном случае собака поступила совершенно естественно: обошлась с ребенком, как с

собственным слишком надоедливым щенком. Обычно собака и ребенок быстро приходят к

взаимопониманию.

Если же ребенку позволено делать с собакой все, что заблагорассудится, то животное

начинает ненавидеть своего маленького мучителя, и тут недалеко до трагедии.

Собаки крупных размеров, как правило, спокойнее переносят приставания и могут

позволить ребенку больше, чем мелкие, которые вынуждены защищаться чаще и энергичнее.

В любом случае при разборе конфликтов между собакой и ребенком необходимо быть

справедливым. Станет собака для растущего человека заботливой нянькой и

покровительницей или недоброжелателем, зависит исключительно от ее владельцев.

Отдельно разберем случай, когда в доме, где есть маленький ребенок, у суки

появляются щенки. Как бы ни любила собака дитя человека, собственные новорождённые ей

очень-очень дороги — она будет защищать их при угрозе. Пока ребенок мал и, в силу

неловкости и неумения, может повредить щенкам, не следует разрешать ему к нимподходить.

Совсем иное дело, когда он уже достаточно большой и его можно научить

правильно обращаться со щенками. В этом случае собака, убедившись, что ребенок не

причиняет вреда, будет рада переложить часть своих хлопот на маленького хозяина.

По мере взросления ребенок, как правило, хочет сделаться настоящим хозяином собаки

— начинает много командовать. Собака выполняет команды, пока воспринимает это как

игру, но не слушается, если занята какими-нибудь своими делами (подобное чаще бывает с

крупными, самостоятельными по характеру собаками). Ребенок обижается, настаивает, даже

наказывает ее — вот тут-то и развивается конфликт. Не следует вынуждать пса слушаться

малыша всегда, поскольку взрослое опытное животное зачастую адекватнее оценивает

ситуацию, чем ребенок. Надо тактично объяснить ребенку, что собака — его товарищ, но не

подчиненный, и с ним можно строить отношения только на принципах взаимной

договоренности.

Совсем по-другому складываются отношения между ребенком и появившимся в доме

щенком. Для мелкого щенка ребенок, не умеющий с ним обращаться, представляет реальную

опасность. Он может уронить его, отдавить лапы, прищемить дверью и т. д. Щенку надо

обеспечить безопасность, пока он не подрастет. Крупные щенки могут в свою очередь

представлять определенную опасность для ребенка. Растущий щенок долго остается

неуклюжим и может случайно толкнуть ребенка, сбить его с ног. Игры растущей собаки

могут оказаться слишком грубыми для человеческого дитя. В этом случае необходимо

обеспечить безопасность ребенка, чтобы он не начал бояться собаки. Со временем они

найдут общий язык, повзрослеют, поумнеют и все решится самой собой.

Собака — отнюдь не живая игрушка, она может стать для ребенка прекрасным

товарищем и воспитателем. Взрослым придется проявить большое умение и такт, чтобы

добиться добрых, справедливых, гармоничных отношений между своим ребенком и собакой.

Приобретая собаку с учетом интересов ребенка, обратитесь к главе «Правильный выбор

породы и пола. Выбор щенка». Дитя будет радо любой собаке, и любая собака может стать

для него другом, но специфику пород обязательно надо учитывать. Если собака будет

телохранителем, в первую очередь, ребенка, а потом уже — остальных членов семьи, то

следует остановить выбор на породах, заведомо хорошо реагирующих на детей