Бытуют две диаметрально противоположные точки зрения на возможность содержания
собаки в доме, где есть дети. Одни считают необходимым для правильного развития и
воспитания ребенка завести собаку, другие говорят о совершенной их несовместимости.
Ответ не может быть однозначным.
В пользу собаки в доме, где есть ребенок, говорит многое. Собака вынуждает малыша
считаться с чужими желаниями, к тому же еще столь своеобразно выраженными. Ребенку
приходится усваивать «чужой язык». У ребенка развивается наблюдательность и
эмоциональная чуткость, он учится отвечать за того, кто рядом с ним, обязанности по уходу
за собакой дисциплинируют.
Более того, собака влияет и на социальные отношения детей. До определенного
возраста дети организованы в группы, формирующиеся чисто внешними причинами
(детский сад, двор и т. п.). Связи в таких группах до некоторой степени вынужденные,
поскольку нет общих интересов и целей. Собака вполне может оказаться связующим звеном,
объединить детей, любящих животных. Такие приятельские отношения с возрастом часто
перерастают в настоящую дружбу.
В последние годы для многих семей стал актуальным вопрос приобретения собаки-
телохранителя специально для ребенка. Это действительно во многом решает проблему его
безопасности — собака не позволит незнакомому человеку подойти к ребенку и увести его.
Она в состоянии защитить и малыша и подростка, но самое главное, ребенка подобная
охрана не смущает. Он воспринимает собаку, прежде всего как друга, а вовсе не надзирателя,
что крайне важно для психического комфорта.
Общение с ребенком полезно и для собаки: у нее оказывается партнер для игр, с
которым ей зачастую интереснее, чем с взрослым хозяином. Кстати, по мнениюкрупнейшего
физиолога высшей нервной деятельности член-корр. АН СССР Л. В.
Крушинского, уровень интеллектуального развития взрослой собаки примерно соответствует
уровню развития 3-5-летнего ребенка. В противоположность часто встречающемуся
утверждению, что собака воспринимает лишь два десятка команд, она способна усвоить
несколько сот значимых для нее слов и понятий, которые часто слышит. А больше всех
разговаривает с собакой и растолковывает ей что-то конечно же ребенок. Кроме того,
ребенок мыслит более конкретно и образно, чем взрослый, потому собака и понимает его
лучше, чем взрослого.
Довольно часто взрослая собака по собственному почину берет на себя роль няньки и
защитника ребенка, что придает ее жизни особый смысл. Казалось бы, общение ребенка и
собаки должно быть безоблачной идиллией, но так получается не всегда. В формировании
взаимоотношений ребенка и собаки, как и в любом сложном процессе, встречаются немалые
трудности.
Различаются контакты ребенок — щенок и ребенок — взрослая собака. Когда в доме,
где уже есть собака, появляется новорождённый, очень многое зависит от того, как это
событие отразится на ее жизни. Если собака правильно воспитана, у нее нормальные
отношения с хозяевами, она доброжелательно реагирует на младенца, видя, насколько он
дорог людям. Но подобное отношение сохраняется только в том случае, если появление
ребенка не приводит к резкому ущемлению сложившихся прав собаки, уменьшению
внимания к ней и вообще к ухудшению ее жизни. Собака способна четко связывать причину
и следствие и не замедлит сделать вывод, что во всех этих неприятностях виноват
новорождённый. Тогда она начинает ревновать к ребенку и в некоторых случаях может
представлять для него опасность.
Находясь в затянувшемся конфликте с хозяевами, неприязнь к ним собака переносит и
на новорождённого. Если собака неправильно воспитана, привыкла быть кумиром семьи и
делать все, что заблагорассудится, то даже самый минимум необходимых запретов,
связанный с появлением ребенка, вызовет у нее негативную реакцию.
Когда ребенок начинает самостоятельно двигаться, он непременно станет приставать к
собаке, досаждать ей и даже причинять боль. Взрослая спокойная собака снисходительно
относится к этим приставаниям, но иногда ребенок переходит определенную грань, и собака
вынуждена защищаться. Она может оттолкнуть ребенка, зарычать на него. Разумный
владелец в такой ситуации не наказывает собаку, а объясняет ребенку, в чем тот был неправ.
Ведь в данном случае собака поступила совершенно естественно: обошлась с ребенком, как с
собственным слишком надоедливым щенком. Обычно собака и ребенок быстро приходят к
взаимопониманию.
Если же ребенку позволено делать с собакой все, что заблагорассудится, то животное
начинает ненавидеть своего маленького мучителя, и тут недалеко до трагедии.
Собаки крупных размеров, как правило, спокойнее переносят приставания и могут
позволить ребенку больше, чем мелкие, которые вынуждены защищаться чаще и энергичнее.
В любом случае при разборе конфликтов между собакой и ребенком необходимо быть
справедливым. Станет собака для растущего человека заботливой нянькой и
покровительницей или недоброжелателем, зависит исключительно от ее владельцев.
Отдельно разберем случай, когда в доме, где есть маленький ребенок, у суки
появляются щенки. Как бы ни любила собака дитя человека, собственные новорождённые ей
очень-очень дороги — она будет защищать их при угрозе. Пока ребенок мал и, в силу
неловкости и неумения, может повредить щенкам, не следует разрешать ему к нимподходить.
Совсем иное дело, когда он уже достаточно большой и его можно научить
правильно обращаться со щенками. В этом случае собака, убедившись, что ребенок не
причиняет вреда, будет рада переложить часть своих хлопот на маленького хозяина.
По мере взросления ребенок, как правило, хочет сделаться настоящим хозяином собаки
— начинает много командовать. Собака выполняет команды, пока воспринимает это как
игру, но не слушается, если занята какими-нибудь своими делами (подобное чаще бывает с
крупными, самостоятельными по характеру собаками). Ребенок обижается, настаивает, даже
наказывает ее — вот тут-то и развивается конфликт. Не следует вынуждать пса слушаться
малыша всегда, поскольку взрослое опытное животное зачастую адекватнее оценивает
ситуацию, чем ребенок. Надо тактично объяснить ребенку, что собака — его товарищ, но не
подчиненный, и с ним можно строить отношения только на принципах взаимной
договоренности.
Совсем по-другому складываются отношения между ребенком и появившимся в доме
щенком. Для мелкого щенка ребенок, не умеющий с ним обращаться, представляет реальную
опасность. Он может уронить его, отдавить лапы, прищемить дверью и т. д. Щенку надо
обеспечить безопасность, пока он не подрастет. Крупные щенки могут в свою очередь
представлять определенную опасность для ребенка. Растущий щенок долго остается
неуклюжим и может случайно толкнуть ребенка, сбить его с ног. Игры растущей собаки
могут оказаться слишком грубыми для человеческого дитя. В этом случае необходимо
обеспечить безопасность ребенка, чтобы он не начал бояться собаки. Со временем они
найдут общий язык, повзрослеют, поумнеют и все решится самой собой.
Собака — отнюдь не живая игрушка, она может стать для ребенка прекрасным
товарищем и воспитателем. Взрослым придется проявить большое умение и такт, чтобы
добиться добрых, справедливых, гармоничных отношений между своим ребенком и собакой.
Приобретая собаку с учетом интересов ребенка, обратитесь к главе «Правильный выбор
породы и пола. Выбор щенка». Дитя будет радо любой собаке, и любая собака может стать
для него другом, но специфику пород обязательно надо учитывать. Если собака будет
телохранителем, в первую очередь, ребенка, а потом уже — остальных членов семьи, то
следует остановить выбор на породах, заведомо хорошо реагирующих на детей